Старая версия сайта !

Тезисы доклада на тему: «Государственная поддержка по внедрению передовых информационно-коммуникационных технологий в медиа-пространство»

06 Июнь 2012 Версия для печати

С первых лет независимости принимаются меры по обеспечению свободы средств массовой информации, созданию реальных возможностей для плюрализма, открытого выражения людьми своих мнений и суждений, устранению препятствий на этом пути, отказу от старых взглядов и стереотипного мышления.

Принято около десяти законодательных актов, предусматривающих дальнейшую демократизацию и либерализацию средств массовой информации, повышение их активности в освещении проводимых общественно-политических,социально-экономических реформ, внедрение в медиа-пространство передовыхинформационно-коммуникационных технологий, свободное развитие сферы информации. Сформирована необходимая законодательная база, обеспечивающая свободу средств массовой информации. В эту сферу поэтапно внедряются рыночные механизмы, развивается сеть агентств и фондов по поддержке негосударственных печатных иаудиовизуальных средств, телевидения и радио.

В нашей стране сейчас действует более 1,2 тысячи средств массовой информации, 53 процента которых негосударственные. Надо сказать, что до достижения независимости Узбекистаном все имеющиеся в стране СМИ были государственными. Заслуживает внимания и тот факт, что теперь и веб-сайты регистрируются в качестве средств массовой информации. Средства массовой информации функционируют на десяти языках проживающих внашей стране наций и освещают социально-политические, экономические, духовно-просветительские, спортивные события, всего более чем по двадцати направлениям.

Развитие высокотехнологичной телекоммуникационной отрасли имеет для нашей страны стратегическое значение. Сегодня уже невозможно представить жизнь без компьютерной техники, информационных технологий, интернета, мобильной связи. Поэтому, учитывая важность и актуальность современных инфотехнологий в развитии экономики, повышении эффективности госуправления, обеспечении тесного взаимодействия между правительством игражданами, сфера ИКТ выдвинута в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики.

Осуществленная «Национальная программа реконструкции и развития телекоммуникационной сети Республики Узбекистан на период до 2010 года» создало национальной сети телекоммуникаций на базе цифровых систем передачи и цифрового коммутационного оборудования, предусматривающей глубокое интегрирование в мировую систему телекоммуникаций и обеспечивающей всестороннее удовлетворение потребности СМИ страны в услугах связи. В частности, во всех областных центрах республики установлены цифровые междугородные станции, осуществлена прокладка волоконно-оптического кабеля и цифровых радиорелейных линий на магистральных междугородных и внутриобластных линиях, связи общей протяженностью более 12000 км. Проведена модернизация и установка 473 телевизионных и 384 радиопередатчиков, внедрена система беспроводного радиодоступа стандарта CDMA в регионах республики.

Сектор информационно-коммуникационных технологий в экономике республики стабильно демонстрирует активный рост и быстрое расширение сферы деятельности в различных направлениях. Одним из основных факторов, способствующих этому, является государственная поддержка в виде целого ряда законодательных актов.

Особое место в них занимает Указ Президента Республики Узбекистан 3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» от 30 мая 2002 года. Согласно его положениям, до 1 января 2006 года ввозимое в Узбекистан оборудование, компьютерная техника и комплектующие освобождались от уплаты таможенных платежей, а услуги по обучению компьютерным и информационным технологиям, реализации программных средств и сервисному обслуживанию — от налога на добавленную стоимость.

Эти меры не только привели к значительному увеличению объемов импорта и существенному снижению стоимости компьютерной техники, но и позволили поднять отрасль как ИКТ так и СМИ на качественно иной уровень развития.

В целях увеличения количества Интернет-СМИ, законодательно в Законе о СМИ в новой редакции закреплена новая форма распространения информации — в виде веб-сайта. При этом важно отметить что не все веб-сайты являются СМИ, а только те которые позиционируют себя как СМИ. Так введена упрощенная процедура регистрацииИнтернет-СМИ, которая является наиболее либеральной среди стран СНГ:

не требуются учредительные документы (устав, учредительный договор) как у традиционных СМИ; 
сокращено в 2 раза количество запрашиваемой информации при регистрации Интернет-СМИ
не требуется указывать источники финансирования; 
в 25 раз снижена стоимость регистрационной пошлины по сравнению с традиционным СМИ.

Регистрация своих веб-сайтов в качестве Интернет-СМИ дают право пользоваться теми гарантиями и правами которые обладают традиционные СМИ, а именно:

  • право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц
  • обязанность других СМИ ссылаться на веб-сайт как источник;
  • возможность подачи заявок на аккредитацию своих журналистов с вытекающими правами;
  • право искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
  • право посещать государственный органы и их пресс-службы;

Важнейшим направлением демократического обновления и модернизации страны, построения открытого гражданского общества является обеспечение прозрачности в деятельности органов государственного ихозяйственного управления, систематическое информирование широкой общественности и населения о ходе проводимых в Узбекистане политических, экономических и социальных реформ.

Принимая во внимание необходимость налаживания механизма взаимодействия между госорганами и СМИ как важную составляющую в построении информационного общества в Узбекистане проведена работа по созданиювеб-сайтов у органов государственного управления и власти. Так практически все госорганы имеют своимвеб-сайты. Кроме того, правительственным решением утверждены основные требования к официальному сайту государственного органа, решение Правительства от 22.11.2005 г. N 256 и определен перечень информации обязательной к размещению на веб-сайте госоргана.

Указанные информационные ресурсы государственных органов определены как источник государственной информации, а размещаемая на сайте информация как имеющая равнозначную силу с информацией, публикуемой вСМИ. Доступ к основной информации, размещенной на веб-сайте, определен свободным и бесплатным для всех категорий пользователей.

Вместе с тем, на данном этапе работа органов государственного и хозяйственного управления еще не в полной мере отвечает современным требованиям и стандартам информационного обмена, отсутствует должная активность, непроявляется достаточная инициатива.

Кроме того, регулярное обновление и наполнение информацией веб-сайтов госорганов постоянно рассматривается в Правительстве, установлен общественный мониторинг их круглосуточной доступности в сети Интернет.

В целях обеспечения взаимодействия населения, СМИ и госорганов реализуются меры по онлайновому оказанию государственных услуг со стороны госорганов. Так, утверждено Положение об интерактивных государственных услугах с использованием информационно-коммуникационных технологий (решение Правительства от 23.08.2007 г.N 181), на основании которого определен Базовый Перечень интерактивных услуг, оказываемых госорганами.

Целями и задачами оказания внедрения системы оказания интерактивных услуг являются:

  • повышение эффективности и оперативности выполнения государственных функций за счет роста уровня оперативности обмена и распространения информации;
  • усиление контроля над обработкой запросов и ходом исполнения государственных функций по рассмотрению обращений юридических и физических лиц;
  • повышение уровня взаимодействия ведомств с юридическими и физическими лицами;
  • сокращение издержек на взаимодействие ведомств с юридическими и физическими и другими государственными органами;
  • повышение уровня прозрачности деятельности ведомств в целях создания условий для более активного участия населения в государственном управлении;
  • переход к новым механизмам информационного обмена.

Также определены его формы:

  • публикация (распространения) общедоступной информации через Интернет;
  • одностороннее взаимодействие — предоставление возможности доступа к различным формулярам документов в электронной форме;
  • двусторонний информационный обмен — услуга ведомства по приему, рассмотрению и направление ответа по запросу;
  • полноценный обмен данными в электронной форме, в том числе предоставление и оплата услуг.

В целях создания эффективных правовых механизмов внедрения передовых информационно-коммуникационныхтехнологий в медиапространство Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым в докладе на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года была выдвинута инициатива дальнейшего совершенствования норм Закона «О телекоммуникациях».

За годы независимости телекоммуникационная отрасль получила активное развитие, которое многочисленными экспертами оценивается как одно из самых системных и динамичных на постсоветском пространстве. Одной изпричин достигнутых весомых результатов явилась разработка и принятие адекватной правовой базы, стимулирующей развитие данной отрасли, где одним из краеугольных законодательных актов является принятый в1999 году Закон «О телекоммуникациях».

Закон определяет общие правовые и экономические основы организации сферы телекоммуникаций, устанавливает права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере владения, пользования, распоряжения и управления средствами телекоммуникаций при создании и эксплуатации сетей телекоммуникаций, оказании услуг телекоммуникаций, а также меры ответственности за нарушение предоставленных прав иневыполнение обязанностей.

Анализ международной практики показывает, что законы, регламентирующие телекоммуникационную отрасль, требуют своей систематической актуализации, что в основном диктуется быстрой сменой используемых информационных технологий сетей телекоммуникаций, появлением принципиально новых и качественного изменения предлагаемых телекоммуникационных услуг, изменением принципов организации экономических взаимоотношений между субъектами сферы и др. Но именно за последнее десятилетие, с переходом многих стран кинформационному обществу (системы взаимоотношений в обществе основанном на широком использованииинформационно-коммуникационных технологий), телекоммуникационная отрасль и система ее правового регулирования претерпевают существенные изменения.

Эти изменения напрямую связаны с реализацией задачи повышения эффективности системы общественного игосударственного строительства за счет широкого внедрения в деятельность их субъектов современныхинформационно-коммуникационных технологий. Развитие законодательной базы сферы телекоммуникаций создает условия в развитии медиапространства, повышении эффективности госуправления, обеспечении тесного взаимодействия между правительством и гражданами.

В целях практического осуществления Концепции по реализации приоритетных направлений реформирования информационной сферы, обеспечение свободы слова и информации разрабатывается проект Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон «О телекоммуникациях», основной целью которого является определение механизмов доступа юридических и физических лиц к информационным ресурсам сиспользованием информационных технологий и систем.

В измененном законе будут определены правовые механизмы полноценного и качественного обеспечения граждан современными телекоммуникационными услугами, дальнейшее развитие информатизации и сетей телекоммуникаций, совершенствование современного рынка телекоммуникационных,информационно-производственных услуг связи, передачи и распространения данных.

В законопроекте отражены такие новые нормы и положения, как определение порядка пользования адресным пространством и доменными именами национального сегмента сети Интернет.

Это также будет способствовать адаптации средств массовой информации к требованиям времени, эффективному использованию информационных источников, укреплению свободы и независимости печати, более полному обеспечению прав и свобод граждан в информационной сфере.

Решения поставленных задач также расширит интернет-ресурсов печатных средств массовой информации, налаживания системы оперативного и качественного обмена информацией, содействия развитию региональных редакций, более широко использованию отечественной и зарубежной информации, расширению системы обмена информацией на основе глобальной сети интернет между редакциями региональных районных и городских газет страны.

В перечне задач, поставленных Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым в «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» указана задача по реформированию информационной сферы. Одним из решений этой задачи определена разработка Государственной программы мероприятий по переходу на цифровое телерадиовещание.

Необходимость разработки и принятия Государственной программы мероприятий по переходу на цифровое телерадиовещание, обозначенная Президентом нашей страны, поднимает на новый технологический исодержательный уровень информационное пространство республики.

Бурное развитие информационных технологий, связанное с применением цифровой техники, расширило возможности не только в сфере передачи речи, текстовой информации, изображений, но и в сфере производства ираспространения телерадиопрограмм.

Цифровое телерадиовещание имеет ряд преимуществ по сравнению с используемым в настоящее время аналоговым вещанием — более высокое качество изображения, предоставление дополнительных услуг (видео по запросу, отложенный просмотр, передача данных, интерактивные услуги и другие), возможность соединения с сетью Интернет, приём сигналов на мобильные и переносные приёмники. В результате внедрения цифрового телерадиовещания население получает высококачественное многопрограммное телевидение с улучшенным качеством изображения и звука, с дополнительными услугами, как для стационарного, так и для мобильного приёма.

Переход на новый цифровой формат телерадиовещания представляет собой комплексный, многофакторный процесс, затрагивающий интересы практически каждого жителя республики. Государственная программа предусматривает ряд направлений, обеспечивающих полноценное внедрение цифрового телерадиовещания на территории страны.

Информационное наполнение цифровых телерадиоканалов предполагается осуществлять не только за счёт новых программ и передач, но и с использованием архивных теле- и радиоматериалов, имеющих политическое,социально-экономическое и историко-культурное значение. Для этой цели необходимо осуществить работы попереводу в цифровой формат этих материалов, провести их отбор, организовать хранение архивных теле- ирадиоматериалов в цифровом формате.

С учётом международных рекомендаций сроки реализации основного этапа программы планируются к выполнению в 2015 году и последующего — в 2018 году.

Разработка и реализация Государственной программы мероприятий по переходу на цифровое телерадиовещание будет иметь значение информационно-технологического прорыва в области телерадиовещания и соответствует общемировым тенденциям создания информационного общества. Возможность организации большого числа каналов способствует активному развитию отечественных программ, их разнообразию. Цифровые телетехнологии становятся способом непосредственного, живого общения создателей программ и их зрителей, предоставляют возможность не только для приёма информации, но и её формирования, трансляции телевидения высокой четкости, использования телеканала для передачи данных, позволяют просмотр программ в удобном для зрителя временном режиме, а также стационарном или мобильном варианте.

Одним из основных преимуществ цифрового телевидения является возможность в несколько раз увеличить количество транслируемых каналов. С учётом последнего, в Государственной программе должны быть предусмотрены меры по расширению производства качественной, высокохудожественной телерадиопродукции. Втом числе, республиканских телевизионных каналов по распространению новостных,гуманитарно-просветительскихкультурно-познавательных, семейных, детско-юношеских, фильмовых, региональных государственных телепрограмм.

Своевременность и актуальность поставленной задачи по реформированию в республике информационной сферы, втом числе с использованием достижений цифрового телерадиовещания, бесспорна и востребована. Её исполнение расширяет прозрачность и доступность населения к информации, возможность выражать свои мысли, непосредственно влиять на происходящие в стране демократические преобразования.


Davra
ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН Статистика Обратная связь Телефон доверия