Старая версия сайта !

Развитие системы «Электронное правительство» и интерактивных государственных услуг

18 Март 2013 Версия для печати

Наиболее развитые страны мира сегодня активно внедряют национальные системы «Электронного правительства», что позволяет не только управлять государственными структурами, эффективно развивать бизнес-процессы, взаимодействуя между государством и предпринимателями, а также предоставлять государственные услуги своим гражданам в наиболее доступной интерактивной форме через сеть Интернет.

По своей сути, электронное правительство (англ. e-Government) это способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

У нас в стране уже давно и целенаправленно внедряются информационно-коммуникационные технологии для предоставления интерактивных государственных услуг населению и юридическим лицам через веб-сайты госорганов и Правительственный портал Республики Узбекистан. Еще в 2007 году был утвержден Реестр базовых интерактивных государственных услуг (БИГУ) в количестве 49 единиц. В 2009 году он был расширен до 94 единиц, а в настоящий момент он включает в себя более 195 видов.

На сегодняшний день, в качестве эффективных элементов «электронного правительства», реализовано более 20 проектов. В их числе:

• Правительственный портал Республики Узбекистан – gov.uz, являющийся системообразующим элементом инфраструктуры электронно-информационного взаимодействия организаций, а также между юридическими и физическими лицами. Любой гражданин или представитель предприятия, организации, учреждения может получить полную информацию по всем элементам государственной власти в Узбекистане, а также направить официальный запрос в тот или иной орган власти в электронном виде, непосредственно через портал gov.uz На данном портале также опубликован полный реестр Базовых интерактивных базовых государственных услуг.

• Портал «E-Kommunal.uz» - общей информационной инфраструктуры в сфере ЖКХ, который упрощает обмен информацией между населением, контролирующими органами и товариществами собственников жилья, а также коммунальными службами. На данном портале в удобной форме размещена информация по всем вопросам жилищного и коммунального хозяйства Узбекистана, а также информер тарифов и даже интерактивный калькулятор всех коммунальных услуг. Каждый желающий может разместить на портале информацию, фотографию о той или иной проблеме в области коммунального хозяйства, которая будет рассмотрена соответствующими органами государственной власти для принятия мер по исправлению выявленных проблем.

• Система автоматизации сбора и обработки статистической, налоговой и другой финансовой отчетности от субъектов предпринимательства в электронном виде (stat.uz, soliq.uz). На сайте Государственного налогового комитета любой налогоплательщик, как юридическое, так и физическое лицо может получить целый перечень услуг от консультации, сдачи налоговой отчетности или декларации о доходах в электронном виде, или подтвердить свой ИНН. Через сайт Государственного комитета по статистике каждый субъект предпринимательства может сдать статистическую отчетность в электронном виде, а при создании новой фирмы, каждый гражданин может воспользоваться Системой электронного резервирования фирменных наименований. В настоящее время 101 форма (из 141 действующей формы) государственной статистической отчетности доступна для сдачи в электронном виде через сеть Интернет. По состоянию на 1 февраля текущего года в электронном виде зарезервировано более 103 тыс. фирменных наименований.

• Национальная база законодательства Узбекистана, содержащая в себе более 25 тыс. нормативных актов в открытом доступе (lex.uz). Основная цель национальной системы Lex.Uz – повышение правовой культуры населения путем обеспечения широкого доступа юридических и физических лиц к нормативно-правовым актам, совершенствование работы в деле обеспечения населения правовой информацией. В этой базе данных на узбекском и русском языках размещены Конституция Республики Узбекистан, принятые с 1990 года по настоящее время законы, кодексы страны, постановления палат Олий Мажлиса, указы, постановления и распоряжения Президента, постановления, распоряжения Кабинета Министров, нормативно-правовые акты и другие документы министерств, государственных комитетов и ведомств, постановления Конституционного суда, Верховного суда и Высшего хозяйственного суда, международные договора Республики Узбекистан. Следует отметить, что национальная база Lex.Uz является единственной информационно-правовой системой в Узбекистане, предоставляющей бесплатный доступ через интернет к нормативно-правовым актам.

• Персональный кабинет для потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступ к своим личным данным каждого потребителя электроэнергии (uzbekenergo.uz). Каждое предприятие, организация или семья является потребителем электроэнергии. Данный проект позволит в удобной интерактивной форме контролировать учет использования электроэнергии всеми потребителями страны.

• Онлайн-анкета для оформления виз для получения иностранными гражданами визы в Узбекистан (mfa.uz). Система является частью веб-сайта МИД Узбекистана как отдельная веб-страница, которая в настоящее время работает на узбекском, английском и русском, а в перспективе также на других языках мира. Примечательно, что Узбекистан стал 9-ой страной мира, внедрившей у себя систему eVisa, что, несомненно, повысит туристический и бизнес потенциал нашей страны.

• Единый портал лицензиата, позволяющий получить информации о перечне лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур, требуемых документах для получения лицензий и разрешений (license.uz) и другие. В Узбекистане постоянно сокращается перечень видов лицензируемой деятельности, и упрощаются процедуры их получения. Данный проект позволяет получить всю информацию и снизить уровень бюрократической нагрузки при получении необходимых лицензий.

Необходимо понимать, что Базовые интерактивные государственные услуги являются только частью полноценной системы «Электронного правительства».

На Правительственном заседании 18 января 2013 года, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год, Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов отметил важность разработки Концепции и комплексной программы формирования системы «Электронное правительство» в стране.

Специально созданной рабочей группой из числа руководителей и специалистов государственных органов с учетом передового опыта мирового лидера в данной сфере Республики Корея и других ведущих зарубежных стран в области «электронного правительства» осуществляется разработка Концепции и Комплексной программы по формированию системы «Электронное правительство», а также Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы в Республике Узбекистан на период 2013-2017 годы.

При разработке проектов активно участвуют корейские и другие иностранные эксперты, проводятся круглые столы, встречи, семинары и совещания по данному направлению со специалистами различных министерств и ведомств Узбекистана.

Разрабатываемые проекты Концепции и Комплексной программы формирования системы «Электронное правительство» в Республике Узбекистан на период 2013-2017 годы, определяют основные задачи по формированию и развитию системы «Электронное правительство» с учетом текущего состояния и направлений взаимодействия государственных органов между собой, с населением и субъектами предпринимательства. Для оценки эффективности предлагаемых мер по внедрению системы «Электронное правительство» разработаны целевые показатели и индикаторы по различным сферам и направлениям интерактивных услуг государственных органов.

В результате внедрения системы «Электронное правительство» ожидается переход к полностью транзакционным услугам, которые исключают необходимость посещения разных инстанций и непосредственного общения с госслужащими для получения государственных услуг населением и представителями бизнеса, что в свою очередь будет способствовать созданию дополнительных удобств населению и улучшению условий ведения бизнеса.


Davra
ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН Статистика Обратная связь Телефон доверия